Здесь Вы можете высказать свое мнение о прослушанной песне, добавить или уточнить информацию о ней, описать связанные с ней интересные моменты.
Все это позволит трудящимся сравнить различные точки зрения и получить объективное представление о песне.
Запрещается вести политические дискуcсии и/или любые разговоры, не связанные напрямую с обсуждаемой песней,
для них существует форум.
Все подобные записи, а также непристойные и оскорбительные сообщения будут удаляться.
La Adelita - Испанский - 03:14 (763Kb) "Аделита", одна из наиболее знаменитых corridos (народных песен) Мексиканской Революции (1910-1917). В ней поется об отважной молодой красавице-"солдадьере", верной боевой подруге революционного сержанта, всюду следовавшей вместе с ним. Исполняет: бр. Зайзар в сопровождении оркестра марьячи Скачано: 21237 раз
Вариантов «Аделиты» много. Но такой, как на этой страничке, мне еще не попадался.
Сходство с «Маршем веселых ребят», конечно, есть, только надо слушать песню до конца.
С момента 1 минута 20 секунд до 1 минуты 43 секунд и с 2 минут 31 секунды до конца в этом файле звучит каноническая мелодия «Аделиты». В этой мелодии есть 5 нот («И любят песню де…» или «И тот, кто с песней по…»), интонация которых, собственно, и составляет «Марш веселых ребят» и которая стоила нервотрепки авторам «Веселых ребят», потому что в 1935 году в плагиате «Литературная газета» обвинила и Александрова, и Дунаевского, и Кумача, как известно.
Вариант песни, предложенный на этой страничке, даже начинается вступлением, очень похожим на зачин Дунаевского: движение идет из нижней тоники в верхнюю. Но у Дунаевского мелодия идет по мажорному трезвучию, а здесь по другому аккорду, первым интервалом которого является чистая кварта, а не малая терция. Но это именно вступление, потому что в куплетах (в этом файле) мелодия зачина уже другая, такая же, как и в голливудском варианте, например. И мелодия эта (мелодия канонической «Аделиты») движется в начале по мажорному трезвучию, но не в верхнюю тонику, как у Дунаевского, а всего лишь в пятую ступень, в доминанту, откуда делает шажок вниз — это и есть тема «Аделиты», совершенно не похожая на тему «Марша веселых ребят», как ни крути, но в кульминации мелодия «Аделиты» и Дунаевского совпадает в указанных пяти нотах. А кульминация в «Аделите» — это ударный, шлягерный элемент. Дунаевский интонацию этого элемента использовал в каждой фразе своего марша, т.е. 8 раз в 16 тактах, т.е. «коэффициент шлягерности» = 0,5.
А в голливудском варианте, например, эта интонация встречается 2 раза в 24 тактах периода. Таким образом, Дунаевский в 6 раз «шлягернее» -:)). Он в двух куплетах марша слушателям этой интонацией все уши прожужжал. И то после этого находятся великодушные люди, говорящие, что между «Аделитой» и «Маршем» нет ничего общего. (Я понимаю: «С Дона выдачи нет»).
Ну, ладно, я, как всегда, пишу скучные вещи.
Может быть, у кого-нибудь есть «Аделита» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски им. Александрова? Это исполнение должно быть на пластинке: «КрАППСА исполняет песни народов мира». Запись эта была на каком-то зарубежном сайте, но там для скачивания нужна регистрация, а меня почему-то не захотели регистрировать. А в моей горбиблиотеке в каталоге пластинка КАППСА значится, но на полке отсутствует.
А еще хотелось бы посмотреть ноты этой «Аделиты». Они были опубликованы в каком-то сборнике народных песен, и этим сборником, как утверждают знатоки, пользовалась экспертная комиссия, рассматривавшая «дело о плагиате» в «Веселых ребятах». (Рассматривала то, чего нет, и естественно, ничего не нашла).
«Аделита» симпатичная песенка. Времен мексиканской революции, опять-таки. Но до «Марша» Дунаевского ей далеко.
Не берусь спорить со специалистом, т. к. "консерваториев" (а также музыкальной школы и даже подготовительной группы в детском саду) не кончал. Вы, конечно, правы: указанное Вами сходство есть, хотя в словесных отрывках Вы привели слогов не на 5 , а на 6 нот, да и повторов я насчитал 7, так что "коэффициент шлягерности" - 0,4375. Но не в этом дело. Надо ли вытаскивать из "тьмы веков" умершие злые наветы на наши старые добрые песни. Подобного рода "плагиатов" можно насчитать за всю историю музыки, наверно, не одну тысячу, а Дунаевский остается Дунаевским. И песни, несмотря на эти 5 нот, совершенно разные. В Вашем же посте, по-моему, просматривается плохо скрытая издевка - хорошо, если я ошибаюсь.
По поводу записи КрАППСА попробуйте обратиться на форуме к людям, которые знают об ансамбле почти все: тов Лифанову, Денису Модзелевскому, Константину Вершинину, т. к. они могли пропустить эту ветку.
Слоги Вы тоже посчитали верно, их пять, я просто опечатался по инерции: «..любят песню де…» или «…тот, кто с песней по…». «Коэффициент шлягерности», конечно, шуточный, но равен он, по моим подсчетам, именно 0,5. Хотя Исаак Осипович, скорее всего, возмутился бы, если бы его песню назвали шлягером. В шлягере очень часто бывает очень невнятный, неинтересный по мелодии запев, который потом окупается «убойным», легко запоминающимся припевом, чего никак не скажешь о песнях Дунаевского, по крайней мере, о лучших. (А «Аделита», особенно голливудская, по этому признаку как раз и есть шлягер).
Кстати, хочу исправить еще одну ошибку, допущенную мной. Вступление к мелодии «Аделиты», представленной на этой страничке (насколько я могу понять, это вообще песня о песне, хотя слова не сравнивал с другими вариантами), так вот, вступление движется не от тоники к тонике, а от звука на кварту ниже тоники к доминанте, как и положено у всех «Аделит». Если же отбросить первый звук вступления, то получаем просто каноническую мелодию этой песни. Кстати же, это вступление похоже на «Кукарачу», хотя и начинается из-за такта. (А не к стати, в этом варианте песни есть и другие мотивы, перемешанные, как в компоте. Например, «цитата» из «Вернись в Сорренто», если я не перевираю название).
Вы пишете:
-----------
«Надо ли вытаскивать из «тьмы веков» умершие злые наветы на наши старые добрые песни. Подобного рода «плагиатов» можно насчитать за всю историю музыки, наверно, не одну тысячу, а Дунаевский остается Дунаевским. И песни, несмотря на эти 5 нот, совершенно разные. В Вашем же посте, по-моему, просматривается плохо скрытая издевка – хорошо, если я ошибаюсь».
---------------
Во-1-х, 75 лет не такая уж тьма. Во-2-х, в других ветках, на страничках Дунаевского, если не ошибаюсь, посетители поднимали эту тему и никто их не одергивал. А писали они, если правильно помню, чуть ли не ерунду. В-третьих, объективное сходство все равно присутствует и не присутствовать не может. В-4-х, народ эту тему обсуждает и без меня и без Вас и не все люди враждебно настроены по отношению к Дунаевскому, но многие из них, поняв, что сходство реально существует, огорчаются. Потому что не могут объяснить этот феномен самостоятельно и влетают в колею, протаптывать которую начали недоброжелатели Дунаевского в 1935 году — «плагиат» и т. п. Я же пытаюсь этот феномен объяснить просто особенностями человеческого восприятия. Не могу понять, что обидного может быть в подобном объяснении для Дунаевского или его поклонников. В-5-х, можно ведь просто удалить мой пост и вышвырнуть меня за шкирку. Я бы огорчился, но не возражал, потому что я "зверь" дисциплинированный.
Ну и, наконец, издевка. В адрес ДУНАЕВСКОГО ОТ МЕНЯ? Как говаривал старина Рабинович: не дождетесь. И я надеюсь, что Вы не сочтете мой ответ за издевку, да еще плохо скрытую. Есть у меня один недостаток: люблю «гыгыкать». И даже близких своих раздражаю, не то что участников форума.
Наверное, сходство данных песен - это не та тема, которую следовало обсуждать в этой ветке, посвященной все-таки «Аделите», а не Дунаевскому, да еще так занудно. Но злых намерений у меня не было.
И всё же еще несколько слов. По поводу шлягерности, запоминаемости и бестактности.
«Аделиту» ведь в Советском Союзе никто не скрывал от слушателей. По крайней мере в моем детстве она звучала, и даже кто-то говорил (на телеэкране), что она родственница нашего любимого «Марша». (И в музыкальной школе мы пытали на эту тему нашу учительницу сольфеджио. И она сказала, что слышала «Аделиту», но напеть нам не смогла, забыла, говорит, тему. И мы еще смеялись над ней, дескать, это вам, Галина Ивановна, не двойки нам за диктанты ставить.) Например, «Аделита» звучала в фильме «Да здравствует Мексика!» Эйзенштейна и Александрова (1979) и в фильме «Красные колокола. Мексика в огне» (с названиями у меня проблема, забываю их часто) Сергея Федоровича Бондарчука. Оба эти фильма я видел. Песню там слышал. Близкие мои, узнав, что она «похожа» на «Марш», недоуменно пожали плечами, и не потому, что глухие. Я слышал, но я НЕ ПОМНЮ ТЕХ ВАРИАНТОВ «Аделиты». Хотя на отсутствие музыкальных способностей не жалуюсь.
Похожим на «Марш» является именно голливудский вариант из-за особенностей его преподнесения публике композитором, оформлявшим фильм «Вива Вилья!» (по-моему, это был Херберт Стотхарт, но это неважно). Всему виной было вступление, начинающееся теми самыми «убойными» пятью нотами. Дальше московская публика (элитная, кстати сказать, на Московском фестивале) и слушать, видно, не стала, по крайней мере, Безыменский. Этот вариант и сейчас вертится на ютубе, и Вы его, конечно, знаете.
Что же касается места, которое «заняла» «Аделита» в творчестве Дунаевского, то эту тему серьезные музыковеды обходят стороной, видимо, резонно — как ни крути, оказываешься бестактным по отноше
Сообщение отредактировано модератором lake 28.04.2009 16:49
Прошу прощения, не учел, что бесконечных постов не бывает.
Что же касается места, которое «заняла» «Аделита» в творчестве Дунаевского, то эту тему серьезные музыковеды обходят стороной, видимо, резонно — как ни крути, оказываешься бестактным по отношению к композитору. И поднимать ее, вероятно, могут лишь или злопыхатели, или дилетанты, или любители жареных фактов. Я не первый, и не третий. Следовательно, я второй, поскольку консерваторий за плечами тоже не имею, хотя мне и советовали туда поступить. А подробности этой истории меня интересуют до сих пор потому, что когда-то у меня была мечта облечь всё это в более или менее художественную форму (жизнь Дунаевского), но, видимо, не судьба.
С уважением и наилучшими пожеланиями сайту. И с благодарностью администратору за присланные (уже давно) диски с песнями. Мне, как Остапу Бендеру, песни были нужны «все и сразу».
Как злопыхатель, дилетант и любитель жаренных фактов поднимаю опять вопрос о плагиате.
У себя на страничке в жж собрал подборку разных исполнений Аделиты, в т.ч. и, как говорят, 1917 года. Хотелось бы услышать об отличиях.
http://man-with-dogs.livejournal.com/676832.html
Что не проходит по формату в этом форуме, можно ответить у меня в посте (регистраций не требуется).